Самоизоляция: как справляются многодетные семьи Кольцово

Пять мам, имеющих от трех до восьми детей, рассказали об очевидных минусах и неожиданных плюсах карантина.

Семья Ткаченко.

Как справиться с нагрузками? Как складываются отношения с детьми в условиях семейной изоляции? Какие вещи получилось «отпустить»? Где искать позитив? На эти вопросы постарались ответить многодетные мамы Кольцово.

Ольга ДОМРАЧЕВА (четверо детей)

Мне сложно выделять какие-либо плюсы или минусы самоизоляции, так как я все происходящее воспринимаю просто как естественный ход вещей. Как ни странно, благодаря сложившейся ситуации исполнились мои желания.

Мне хотелось, чтобы наша большая семья чаще собиралась за обеденным столом. Вуаля! Теперь каждый день обедаем все вместе. А еще и каждый завтрак, второй завтрак, полдник и ужин. Я хотела, чтобы муж чаще бывал дома. Та-дам! Теперь он работает удаленно. Честно говоря, мне хотелось бы, чтобы он продолжал и дальше работать из дома.

Я давно хотела попробовать семейное образование для сына. Старшая дочь уже полтора года на семейном образовании. Левка долгое время твердит о чудовищной несправедливости, мол, почему это Соня учится удаленно, а он – нет. Пожалуйста! Вот оно – дистанционное обучение. Также в онлайн переместились кружки детей и школа искусств, и очень много моего времени стало уходить на организацию обучения и на репетиторство.

Я мечтала по утрам высыпаться, а не подскакивать в 7:00, чтобы упаковать сонных мальчишек в детский садик и вручить их такому же сонному мужу. И это тоже сбылось! Теперь мое утро начинается примерно в 9:00 с чашечки кофе в постель. И, да, завтраки тоже готовит муж. Красота!

Я хотела больше времени проводить с детьми. Заказывали? Получите, распишитесь. Теперь мы очень много времени проводим вместе. Дети каждый раз придумывают что-то интересненькое, поэтому я только и успеваю за ними записывать или снимать небольшие видеозарисовки. Не заскучаешь!

Бывает немного сложновато, когда одновременно и практически круглосуточно с разных сторон дома доносится: «Мам, как делать это задание?», «Мам, я хочу есть!» и классическое «Я покаааакааааал!». Здорово, что мы живем в своем доме, и дети могут гулять, когда захотят.

О личном пространстве. Даже в большом доме, где у каждого есть своя комната, все все
равно будут толочься на одном квадратном метре. Поэтому далеко не всегда у меня получается позаниматься своими делами. Из условных «минусов». Сейчас я не могу проводить сеансы эстетического моделирования лица моим клиентам, и не могу перенести в онлайн эту деятельность, к сожалению. Вообще, в последние годы я стала меньше хотеть чего-либо и больше осознавать происходящее. Все чаще прошу: Боже, дай мне пожалуйста то, что мне нужно, и дай мне мудрости принимать все происходящее.

Анна КОВАЛЬСКАЯ (восемь детей)

У нас несовершеннолетних детей пять, из них трое— школьники. Сначала они очень обрадовались «удаленке», что не надо ходить в школу. Мы живем недалеко от Кольцово и им приходилось добираться самим или я их отвозила. Они довольно домашние дети. Только Злате не доставало коллектива— сразу стала «стрессовать».

Старшая Ясна более серьезная и ответственная, всегда все выполняет, но занятия растягиваются с утра и до позднего вечера. Шестикласснице Славне сначала было легко: учиться она любит, а школьный формат ей не совсем подходит. Единственная сложность сегодня — как подано обучение. Нет единой платформы, а у нас дома только папин компьютер и мой телефон. Девочки занимаются по очереди. Некоторые предметы у нас просто провисли.

Получается пунктирно. Что выйдет в итоге — не очень понятно. Не хватает пространства—дети учатся, тут же бегают малыши. Семь человек на трехкомнатную, по сути, квартиру— сложно уединиться. Это, конечно, напряжение.

Я больших иллюзий не строила по поводу того, что удастся удержать тот же уровень, что и в школе. Но на плаву держимся! Вначале все дети кричали «Ура!», сейчас просто делают все, что нужно.

Общий семейный график у нас не изменился. У детей есть возможность выйти на улицу, побегать. Мы много рисуем, часто коллективно выполняем задания художественной школы— всем очень весело от этого. Плюс папа по вечерам записывает музыкальные видео и рассылает их для поддержки других семей. Вечерами собираемся, разжигаем камин, поем песни, смотрим фильмы.

Сильно не хватает библиотеки. Дети все читающие, домашние книги перепрочитаны много раз. Папа, преподаватель музыки, работает из дома и у него иногда получается это делать только по ночам— с девяти вечера до трех часов. По нему я понимаю насколько тяжел нынешний формат для учителей.

Елена МОСКВИНА (пятеро детей)

Из пятерых наших детей—четверо школьники. Было шоком, узнать что придется принять еще и роль учителя, когда школы перешли на «удаленку». Столкнулись с тем, что система совсем не подстроена под многодетные семьи.

Первую неделю мы не могли понять как нам быть—компьютер один, электронный дневник «висит». Пришлось на выходных выписывать каждому сетку-расписание на неделю и фиксировать все задания. И режим дня сделать как в школе.

Представлялось, что учителя будут высылать на почту задания и пояснения к ним, а получилось, что и педагоги не готовы к такому. Трудности у всех.

Нам с супругом приходилось объяснять материал, а ведь мы еще и работающие. График у нас — не позавидуешь: рано утром подъем и за электронные уроки. Дети по очереди занимаются, я, пока готовлю завтрак, параллельно проверяю их. Или супруг готовит и проверяет уроки. Задействованы все.

Физическую форму надо поддерживать — мы спортивная семья, дети занимаются спортивной и художественной гимнастикой, акробатическим рок-н-роллом. Тренеры тоже преподают онлайн, но у нас нет возможности присоединиться, система не выдерживает.

Дома сидеть, когда привыкли к активному образу жизни, сложно. Спасает дача, там вольно можно побегать, подышать свежим воздухом, позаниматься и немного отвлечься. Радует, что мы вместе. Во время самоизоляции надо искать и плюсы.

Лариса ТКАЧЕНКО (шестеро детей)

Наша семья сделала вывод: самообучение — не наш конек. Утро начинается с дружного трио: «Мы хотим в школу!». И соло Полинки: «А я в садик!». И понеслось: английский, фортепиано, сольфеджио (видеосвязь ужасная, пропадают то учителя, то ученики).

Во время одного из уроков фортепиано, когда наша учительница пыталась услышать Верины гаммы, Поля нечаянно закрылась в туалете и вся семья бросилась ее спасать. Естественно, слышно было только нас и крики нашего папы: «Боже, за что мне это?». Вот и позанимались.

Если раньше делали только домашнюю работу, сейчас объясняю новую тему, делаем классную работу, потом домашнюю по всем предметам. По технологии было задание сделать аппликацию «Ракета», пришлось делать три ракеты, одну с Верой и две с Полей.

На работу не хожу, а времени как-то не прибавилось. Клеим, пишем, считаем, слушаем, смотрим, играем… Конечно, положительные стороны в этой ситуации тоже имеются. Мама целый день с детьми! Когда такое было? Только в летние каникулы.

А сколько нового узнаешь, учась вместе с детьми! Самообразовываешься с каждым часом! Не получила музыкальное образование в детстве — получите и распишитесь! И не говорите потом, Лариса Викторовна, что вы не знаете, что такое интервалы! В школе учила немецкий—не беда, английский еще никому не мешал. Мы очень этому рады, но ждем-не дождемся конца карантина. Наш чудесный-распрекрасный 21-й лицей, наши любимые учителя, без вас —ну никак!

Ирина ШИКОВА (трое детей)

Самоизоляция дается нашей семье непросто. Но если придерживаться намеченных с вечера планов, то день проходит сносно. Естественно, четко следовать плану не всегда удается, дети могут внести в него свои коррективы, и мне частенько кажется, что это коллапс. Пришлось приспособиться делать сразу по два-три дела. Например, готовить обед, помогать разобраться со школьной программой старшей дочери и успеть уделить время младшим.

Самый главный минус— ограничение свободы перемещения: нет возможности пойти или поехать куда хочется, заниматься привычными делами вне дома, ходить детям в школу и детский сад, спортивные секции. Еще один большой минус – дистанционное образование. Ошибки сайтов, зависающие лица учеников и учителя, опаздывающий, скрипящий или вовсе пропадающий звук. Это нечто!

Видеоуроки —не для нашей семьи. Приходится придумывать, как бы занять младших, чтоб они не подбегали к компьютеру, не кричали, не лезли в камеру. А им срочно нужно именно туда…

Я убедилась, что у меня напрочь отсутствует педагогический талант. Бывает очень сложно спокойно объяснить что-нибудь моей первоклашке. Но приходится. Думаю, что учителя «радуются» дистанционному образованию не меньше нас. Успокаиваю себя тем, что в нашей семье только Даша учится в первом классе, остальные не доросли. Представляю, что есть семьи, где учатся сразу несколько детей, особенно в «началке», и мне становится дурно от мысли об этом.

Плюсы есть для самих детей. Как говорят Даша с Таей, утром можно спать, сколько захочешь. Дети встают выспавшиеся и с хорошим настроением. Больше всех из семьи пострадал двухлетний Арсений— ему внимания сейчас уделяется намного меньше, чем обычно. Но иногда он так веселится и играет с сестрами, что видно, как он счастлив и горд, что девчонки берут его в свои игры.

Фото из семейных архивов героинь.


Расскажите друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *