Художница из Кольцово считает Армению школой колорита

Экспозиция Оксаны Чернышевой в КДШИ знакомит зрителей с природой и культурой горной кавказской страны.

 Летом педагог Кольцовской школы искусств, член Творческого союза художников Оксана Чернышева побывала в Армении. Ее впечатления о поездке в страну с богатой культурой и необыкновенной природой—на полотнах, которые сейчас представлены на выставке в школе искусств, и в рассказе самой художницы.

Оксана ЧЕРНЫШЕВА:

— Белые горы и черные средневековые монастыри с каменными галереями, бирюзовая вода Севана и Ереван, построенный из розового туфа, — Армения для меня стала школой колорита.

Культура Армении уходит корнями в древнейшую историю человечества. Этот народ принял христианство в IV веке.

И не только принял зодчество, изобразительное искусство, но и сумел сохранить это наследие через века. Санаин, Ахпат, Гегард, Гошаванк, Агарцин, Севанаванк, Нораванк, Хор Вирап — храмы, монастыри VI — IX века сохранили свои стены, сюда и сегодня приходят потомки древних строителей.

Интерьеры просты, лаконичны: ясная кладка, благородная фактура камня, аскетичный медный светильник. Икон мало, росписей нет. Взгляд поднимается к узкому окну в небо.

Интересна традиция: часто в храме перед амвоном встают девушки и поют. Прозрачный чистый звук наполняет пустоту гулкого пространства, поднимается вверх, как и пламя свечи у резного хачкара.

Хачкар в переводе «крест-камень», уникальная традиция армянского народа, сохранившая древнюю символику и сложную технику резьбы по камню. Нет двух одинаковых хачкаров. Каждый молитвенный камень отличается от других.

Ковроделие- еще одна древнейшая традиция. Рассказ древних узоров превращается в сказку, а если побывать на блошином рынке в Ереване, вы увидите просто «театр карапетов(ковров)». Восточная сказка проникает в воображение зрителя, покоряя причудливой мелодией, пряными ароматами и звучным изысканным колоритом.                

Гранат- символ Армении. «Сочные рубиновые зерна граната — это люди, все мы… А вместе- все мы единый народ!»- гордо рассказывают наследники этой древней цивилизации.

Вспоминают, на горе Арарат остановился после всемирного потопа Ноев ковчег. Арарат- еще один символ Армении. И тоскливый дудук плачет о недостижимости потерянной древней святыни.

Ереван, город из розового туфа, особенно прекрасен на утренней заре. Цвет пирамидальных куполов средневековых храмов перетекает в торжественную архитектуру советского периода, не теряя оригинальной национальной резьбы. Лани, павлины, виноград, и фонтаны, фонтаны — много фонтанов и много богатой зелени, в которой утопает розовый город.

Удивительно, как естественно пространственные открытия древней архитектуры становятся основой современных интерьеров. Древний народ, не сжигающий своей культуры, а питающийся драгоценными соками, осмысляя традицию в новых формах.

Очень много умных, выразительных, оригинальных памятников, в скульптуре и архитектуре. Узнаваем и неповторим колорит Армении в музыке, кинематографе. Песнь о Саят Нове, «Цвет граната» Сергея Параджанова можно смаковать бесконечно, чувствуя вкус и открывая слои новых смыслов.

Армения — еще это страна Мартироса Сарьяна. Дом-музей этого художника находится в Ереване.

Когда я представила армянский пленэр, решила собрать палитру Сарьяна. Половина цветов—синие, половина—жёлтые, оранжевые, охры… И не прогадала.

Белые горы, розовый туф, синие тени, и слепящее солнце.  Оранжевую кювету пришлось добавлять четыре раза. Все синие опустели.

Очень трогательной и личной оказалась для меня встреча с домом Сарьяна, его мастерской. Залитые розовым сады картин, все женские портреты—феи, незавершенное полотно на мольберте, тихий профиль жены художника в зеркале. Творчество Сарьяна как повод к осмыслению своего пути.

«Школа… необходима, и я очень рад, что прошел её, она многому меня научила. Однако, вместе с тем, школа дает и что-то такое, от чего, выходя на путь самостоятельной творческой работы, приходится освобождаться. Я начал путешествовать, всматриваться в жизнь. В красочных уголках юга, в древней нашей стране я вновь обрел сказочный мир моего детства… Все, что я писал с 1904 года, было сплетением реальности и фантастики. Реальности, потому что я писал под впечатлением увиденного; фантастики, поскольку я синтезировал это в своём воображении.» Мартирос Сарьян

Выставка в Детской школе искусств Кольцово — это честный репортаж о встрече с Арменией, изучение цвета, форм, ритма страны в подробных натурных этюдах. Это и «творческая кухня», где впечатления переплавляются в образы, музыка становится цветовым пятном, а ритм истории начинает звучать мелодией новой сказки.

Автор фото: Владимир Чернышев.


Расскажите друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *