Кольцовские ученые рассказали о работе в Гвинее

Российские эксперты впервые вместе с коллегами из разных стран противодействовали за рубежом распространению особо опасного вируса.

Лаборатория была оборудована в прицепе Камаза, припаркованного на территории столичного госпиталя Донка.

Лаборатория была оборудована в прицепе КамАЗа, припаркованного на территории столичного госпиталя Донка.

Об участии сотрудников «Вектора» в гуманитарной миссии по борьбе с эпидемией лихорадки Эбола в Западной Африке рассказал заведующий лабораторией коллекции вирусов первой группы патогенности отдела «Коллекция микроорганизмов» Олег Пьянков. Впервые российские эксперты вместе с коллегами из разных стран за рубежом противодействовали распространению особо опасного вируса. Они продемонстрировали высочайший профессионализм, по достоинству оцененный мировым сообществом.

За время работы в Гвинее сотрудники «Вектора» доказали, что отечественные тест-системы не уступают зарубежным. Работа российских вирусологов была одобрена Всемирной организацией здравоохранения.

В августе руководством Российской Федерации было принято решение о направлении в Гвинею специализированной противоэпидемической бригады Роспотребнадзора — СПЭБ — для участия в борьбе с эпидемией лихорадки Эбола. Решение было принято на основании межправительственного соглашения двух стран, после обращения президента Гвинеи.

Эпидемия охватила три государства: Гвинею и, в большей степени, Либерию и Сьерра-Леоне. В конце лета в Гвинее было зарегистрировано уже более 500 случаев заражения вирусом Эбола.

Начиная с 22 августа и по сегодняшний день бригада Роспотребнадзора непрерывно несет вахту в Гвинее. На протяжении всего этого времени сотрудники Саратовского противочумного института «Микроб» и ГНЦ ВБ «Вектор» выполняли работу по диагностике проб от больных.

Все необходимое оборудование установили в прицепе «КамАЗа». Работать там было тяжело – на улице стояла сорокаградусная жара, при этом вирусологи обязаны были надевать защитные костюмы.

Грузовик с прицепом был припаркован на территории столичного госпиталя Донка, оборудование для которого поставлял в семидесятых и восьмидесятых годах Советский Союз. Госпиталь Донка считается одним из лучших медицинских учреждений  современной Гвинеи.

Кольцовские вирусологи должны были не только помочь в борьбе с эпидемией лихорадки Эбола, но и показать, что наборы, зарегистрированные «Вектором», распознают вирус, циркулирующий во время данной вспышки. Важно было продемонстрировать свою высокую квалификацию – доказать, что и россияне могут проводить исследования во время эпидемий, вызванных особо опасными вирусами.

Россия впервые участвовала в международной акции такого уровня. До перестройки ученых из Советского Союза не звали в Африку, когда их коллеги боролись со вспышками, вызванными вирусами первой группы патогенности: Эбола, Марбург и Ласса.

На первых порах сотрудники ВОЗ относились к бригаде «Роспотребнадзора» с некоторым недоверием. Но в течение месяца россияне доказали, что отечественные тест-системы работают не хуже западных, что все сотрудники бригады знакомы с современными принципами биобезопасности и не способны причинить вред окружающим, выпустив вирус на свободу.

За первый месяц россияне изучили около 200 проб крови, которые уже были протестированы немцами и американцами. Результаты, полученные с помощью российских наборов, совпали с зарубежными, поэтому впоследствии диагнозы кольцовских исследователей не надо было перепроверять.

В итоге ВОЗ сообщила, что лабораторию СПЭБ Роспотребнадзора можно включить в сеть диагностических предприятий Западной Африки. В других регионах Гвинеи и в соседних странах диагностикой занимались специалисты из Германии, Франции и США. Бригада Роспотребнадзора работала в тесном сотрудничестве с организацией «Врачи без границ».

Как выяснилось, российские тест-системы по чувствительности ни в чем не уступали  иностранным наборам. Более того, порой у российских вирусологов получалось выявлять вирус там, где его не могли выявить зарубежные коллеги.

Диагностику вели с использованием двух наборов — тест-системы производства «Вектора» и московского ЦНИИ эпидемиологии. Работавшие в Африке специалисты постоянно обменивались информацией с коллегами, оставшимися в России: они давали советы по улучшению процедуры диагностики.

Вирусологи «Вектора» работали всегда вдвоем. Следуя правилам работы с вирусным материалом, второй сотрудник следил за работой первого, был готов прийти ему на помощь, если вдруг что-то пойдет не так.

Около четырех часов уходило на то, чтобы определить, есть ли в крови вирус Эбола, или нет. Крайне редко анализы были отрицательными.

Российские специалисты также оказывали консультативную и методическую помощь местному медицинскому и лабораторному персоналу. Во время работы бригады Роспотребнадзора было принято решение восстановить советско-гвинейский Институт Пастера, успешно работавший в провинции Киндиа до распада СССР.

В планах  Российской Федерации наладить работу института Пастера – теперь он называется Центром  микробиологических исследований и лечения эпидемиологических заболеваний. Там с местными специалистами работают ведущие российские вирусологи и иммунологи.

Жители Гвинеи не забыли, как помогал им Советский Союз. Многие врачи неплохо говорят по-русски: медицину они изучали в советских вузах.

Отзывчивые, доброжелательные африканцы всегда были готовы прийти на помощь. Официальный язык в Гвинее, бывшей частью Французской Западной Африки – французский, в разговорной речи используется местный диалект этого языка. По-английски там мало кто говорит и поэтому российским специалистам часто помогали общаться с местными жителями их африканские коллеги.

По наблюдениям Олега Пьянкова, исповедующие ислам африканцы спокойно относятся к эпидемии. Мусульмане считают, что если Аллах решил забрать к себе человека, то надо подчиниться его воле. Поэтому порой в Гвинее местные жители с непониманием относились к деятельности европейских и американских медиков. Часто родственники прятали больных и до последнего отказывались обращаться к врачам.

Гвинея – страна небогатая. Низкий уровень  доходов, недостаточное медицинское обслуживание, слабое гигиеническое воспитание приводят к антисанитарии, к грязи на улицах и в домах, и многие специалисты считают, что именно это послужило причиной быстрого роста эпидемии.

В настоящее время эпидемия идет на спад, количество заболевших уменьшается, одна из трех стран, в которых эпидемия была распространена – Либерия, готова объявить об окончании эпидемии. Олег Пьянков предполагает, что основные очаги эпидемии будут окончательно уничтожены уже к лету.

8 марта Президент Российской Федерации подписал указ о награждении государственными наградами. За большой вклад в оказание гуманитарной помощи по организации комплекса противоэпидемических мероприятий и диагностики лихорадки Эбола на территории Гвинейской республики награждены четверо сотрудников ГНЦ ВБ «Вектор».

Фото предоставлено Олегом Пьянковым.


Расскажите друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *