Леонид НИКУЛИН: «Агроинженерный парк—следующая ступень нашего взаимодействия со школами Кольцово»

Компания «Вектор-БиАльгам» продолжает играть важную роль в образовательном процессе школ наукограда.

На занятиях в Центре допобразования лицея №21.

«Вектор-БиАльгам» продолжает играть важную роль в образовательном процессе школ наукограда Кольцово. Компания взяла на себя ответственность за заинтересованных школьников и это, без преувеличения, стало частью корпоративной культуры.

Генеральный директор Леонид Никулин роль свою видит гораздо шире привычной спонсорской помощи —единичных акций, к примеру, или даже оснащения дорогим оборудованием или техникой. В компании пошли дальше— за несколько лет, начавшаяся, можно сказать, со спонтанной благотворительности помощь, выросла до до масштабного образовательного проекта, охватившего сразу две кольцовские школы. Постепенно выстроилась эффективная система взаимодействия учеников и учителей с одной стороны, и ученых и специалистов-производственников разных уровней с другой.

— Биотехнология как интеграция естественных и инженерных наук стремительно развивается, и у нас в наукограде она уже получила нормально сформированное направление, —говорит Леонид Никулин.

С биотехнологическим лицеем №21 и Кольцовской школой №5 у «Вектор-БиАльгама» заключены договоры о сотрудничестве и расписан четкий график. В частности, в лицее на сегодняшний день читают лекции пять специалистов компании. Для школьников организуют круглые столы, экскурсии, стараются ближе знакомить с разными профессиями отрасли. Как замечает Леонид Георгиевич, на самых первых этапах в компании столкнулись с тем, что даже дети специалистов «Вектор-БиАльгама» не всегда знали, чем занимаются на работе их родители.

—В течение многих лет «Вектор-БиАльгам» поддерживает наше инженерное направление, — говорит директор Кольцовской школы №5 Тамара Швецова. —Кроме общих лекций и экскурсий, для заинтересованных ребят по их запросу организованы индивидуальные консультации ученых.

Большое значение в компании придают практике школьников. Во время учебного года каждую неделю здесь практикуются по две группы от трех до пяти человек в возрасте до 17 лет.

Тех, кто постарше, допускают уже на участок розлива инъекционных препаратов. Группы в школе формируют, как правило, руководители спецклассов, они же обозначают дату, все согласовывается с предприятием, и ребята обеспечиваются на это время реальными рабочими местами.

Кроме того, компания соблюдает взятые обязательства по поддержке старшеклассников, параллельно получающих профессию в Новосибирском химико-технологическом колледже им. Д.И.Менделеева. Тамара Швецова приводит цифры—в некоторые годы число учеников, воспользовавшихся этой возможностью, доходило до двух десятков. По окончании учебы они получают свидетельства лаборанта химического анализа, и в принципе уже готовы приступить к работе сразу после школы или продолжить учебу дальше.

На вопрос готовит ли «Вектор-БиАльгам» таким образом только свои будущие кадры или это общая миссия для Кольцово, Леонид Георгиевич отвечает, что, естественно, рассчитывает привлечь и сохранить способных молодых ребят. Но не только для себя— для всей промышленности, которая развивается в наукограде.

«Если взять «Вектор-БиАльгам», то у нас целый набор специальностей присутствует на предприятии— робототехники, электронщики, химики, биологи. С самого начала школьникам показывают как происходят многие современные технологические процессы. Скажем, наладка электронного оборудования—программист может находиться хоть в Москве, хоть в Санкт-Петербурге, удаленно находит сбой в программе и ликвидирует его.

Сейчас в штате компании 400 человек: все процессы автоматизированные, поэтому нет необходимости в большом числе сотрудников. 70 процентов коллектива—это молодежь и на руководящих постах соотношение такое же и обновление кадров продолжается».

Большого кадрового голода предприятие не испытывает. «А как он может образоваться если мы все время готовим смену?— удивляется Никулин.— Я не возражаю даже тогда, когда молодые люди получают у нас какой-то старт, а позже находят более высокооплачиваемую работу, растут дальше. Некоторые потом обратно возвращаются, но уже получив дополнительный опыт, это вообще хорошо. У нас как стартовая база—подготовили, передали, потом, смотришь, вернулся!».

Так, для ребят, которые учатся в Кольцовской школе №5 подобной стартовой площадкой стали инженерные классы. По окончании школы трое выпускников поступили и учатся за счет компании в профильных учебных заведениях: в Российском химико-технологическом университете им. Д.И. Менделеева в Москве, на химико-биологическом факультете НГПУ и Новосибирском химико-технологическом колледже им. Д.И. Менделеева. Есть и более убедительный пример—сейчас на предприятии трудится молодой специалист, выпускник Кольцовской школы №5, получивший высшее инженерное образование и занявший должность главного энергетика.

В «Вектор-БиАльгаме» уже сейчас видят большую отдачу от Центра дополнительного образования, развернувшегося в биотехнологическом лицее №21 в прошлом году. С компанией этот объединенный комплекс детских учебно-исследовательских биологических и естественно-научных лабораторий с самого начала работает в тесном сотрудничестве, не считая сетевого взаимодействия с другими учебными учреждениями наукограда.

В начале сентября в допцентре побывал с инспекцией министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук. Тогда же стали общеизвестны ближайшие планы лицея—развивать пришкольный тепличный комплекс и глава минобра высоко оценил идею.

Леонид Никулин заверил— у лицея будет свой Агроинженерный парк и в этом направлении школа может рассчитывать на поддержку. Проект «Создание школьного биоинженерного парка» позволит школьникам не только совершенствовать теоретические и практические навыки в области биологии и биотехнологии. Им предоставится возможность погружаться в проектную и исследовательскую деятельность не уходя со школьной территории.

— Это будет своего рода «полигон» по отработке навыков будущих биологов и биоинженеров, опыт у нас уже имеется— поделилась ожиданиями директор биотехнологического лицея №21 Инна Тайлакова, и перечислила предполагаемые направления проектной работы учеников: это фуднет—технологии производства реализации продуктов (овощные и декоративные культуры), автоматизация выращивания на основе IT-решений, геномное моделирование организмов, новые виды биосырья, биопластика, а также хелснет—инженерная биология растений и энерджинет—автономные источники энергии.

«Вектор-БиАльгам» поможет с оборудованием для экспериментального агробиокомплекса. Он будет смонтирован на основе модульных мобильных конструкций. Под геокуполом на территории лицея разместятся оранжереи, откроется зоологический блок и блок инженерных систем для управления комплексом по типу «Умный дом».

КПД от проекта намечается не «игрушечное». Инна Тайлакова поясняет: «В рамках проекта ребята под присмотром наставников не только проведут всю агроцепочку. Они смогут выращивать продукцию для столовой лицея и продавать саженцы декоративных растений. Пришкольный комплекс позволит усилить связку с близко расположенными профильными предприятиями —птицефабрикой «Октябрьская» и агрокомплексом «Сады Гиганта».

Снова смотрящий шире, Леонид Никулин добавляет—в случае удачной реализации проекта «Создание школьного биоинженерного парка» на территории Новосибирской области появится модельная площадка трека Агро-НТИ, на базе которой можно проводить региональные проектные смены. А это уже новый уровень подвижничества в образовании.

Еще один комплекс компания планирует разместить на границе с Новоборским лесом, неподалеку от скейт-площадки. Здесь тоже появятся теплица и школьники будут участвовать в выращивании цветов, а также дальнейшем озеленении Кольцово.

Глава компании еще раз подчеркивает—все эти мощные и уникальные ресурсы доступны всем школьникам Кольцово. «Главное, нам удалось сделать толчки в этом плане, и сдвинуть наукоградное образование в сторону нового, в сторону будущего!».

Автор фото: Ирина Мараховская.


Расскажите друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *