Ученые «Вектора» в Кольцово задействованы в разработке препарата против Covid-19

В НИОХ СО РАН доказали противовирусные свойства спирта борнеола, противодействующие штаммам «ухань», «дельта» и «омикрон».

Научный журнал Viruses на днях опубликовал результаты исследований новосибирских ученых на тему «Производные сложных эфиров борнеола как ингибиторы проникновения широкого спектра вирусов SARS-CoV-2». Как отмечает издание «Наука в Сибири», исследования сотрудников Новосибирского института органической химии им. Н. Н. Ворожцова СО РАН позволили выявить и доказать наличие противовирусных свойств у производных сложных эфиров борнеола.

В будущем эти соединения могут лечь в основу препаратов для терапии Covid-19. В числе авторов публикации значится ряд имен ученых ГНЦ ВБ «Вектор» в наукограде Кольцово, в том числе, Ринат Максютов и Олег Пьянков.

Еще задолго до пандемии специалисты НИОХ совместно с сотрудниками Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» показали, что производные сложных эфиров борнеола способны проявлять активность в отношении вирусов гриппа, Эбола, Марбург и так далее. С приходом новой коронавирусной инфекции, было принято решение изучить их влияние и на SARS-CoV-2.

Ученые синтезировали около ста различных соединений, проверив каждое из них на противовирусную активность. Из-за чрезвычайной патогенности SARS-CoV-2, проводить исследования можно было исключительно в лабораториях с высоким уровнем биологической защиты. Как отметили в НИОХ, решить проблему удалось благодаря суррогатной системе, разработанной сотрудниками института совместно со специалистами в области молекулярной биологии из ГНЦ ВБ «Вектор». Она состоит из безопасного вируса и S-белка необходимого коронавируса.

Ученые выявили наиболее активные структуры, эффективность которых была исследована уже на инфекционном вирусе. Соединения-лидеры, как выяснилось, могут противостоять трем штаммам SARS-CoV-2— «ухань», «дельта» и «омикрон».

В перспективе противовирусные агенты могут лечь в основу новых препаратов для лечения Covid-19. Доклинический этап исследований займет не менее двух лет.

К сведению, на утро 4 августа в Новосибирской области выявили 105 новых случаев COVID-19 за сутки. В инфекционных стационарах региона с диагнозом COVID-19 и с подозрением на него находятся 288 пациентов, в том числе 33 ребенка.