Лекторий о тоталитаризме приглашает рассмотреть исторические примеры

После лекций, посвященных философским основам существования тоталитарных систем, организаторы лектория обратятся к исторической тематике.

На лекции Романа Шамолина.

На лекции Романа Шамолина.

Цикл лекций Новосибирского открытого университета собрал как представителей молодежи, так и людей постарше на площадке книжного магазина «Плиний Старший» на Красном проспекте. Создатели курса задумали его состоящим из трех частей: философской, исторической и психологической.

Философским основам тоталитаризма были посвящены первые две лекции, которые прочитал профессор Роман Шамолин. В своих размышлениях ученый делает вывод, что стремление к тотальным системам изначально присуще многим людям, потому что отвечает их подспудному желанию переложить ответственность за свою жизнь на что-то или кого-то вовне себя.

Следуя представлениям Гюстава Лебона, Роман Шамолин анализирует, каким образом бессознательные инстинкты и потребности заставляют людей отказываться от критического мышления и собственного выбора.

Находясь в тотальном единстве с другими, в толпе, человек теряет ощущение экзистенциального одиночества. Ему кажется, что его жизнь становится полна и насыщена. Тоталитаризм — это способ управления государством, как единой корпорацией. Люди в этом случае оказываются лишь винтиками общего дела, их жизнь как таковая теряет глубинную ценность.

Переложив ответственность за собственное мировоззрение на государство или фигуру вождя, человек получает чувство экстатической сопричастности тем или иным идеям. В то же время, такая форма единения противоречит гуманизму человеческой культуры. Вспомним Галича:

Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»

Любая тотальная система ориентируется на «абсолютную истину» и единственную правду. Внутри такой системы невозможны сомнения и различия взглядов. Это приводит к жестокому искоренению всякого инакомыслия. Если продолжить цитату Галича:

И, рассыпавшись мелким бесом,
И поклявшись вам всем в любви,
Он пройдет по земле железом
И затопит ее в крови.

Единственное качество, которое требует тоталитарная система от человека — это лояльность. Она может быть не оценена, однако ее очень легко поддерживать. Дело в том, что у людей внутри таких систем формируется чувство постоянной задолженности, необходимость постоянного служения кому-то или чему-то.

Впрочем, резюмирует Роман Шамолин, у личности всегда есть возможность выйти из заколдованного круга, «послать к черту сценарий» и, сделав неожиданный ход, начать жить полноценной жизнью — без постоянного чувства «созависимости».

Чем меньше государственная система тяготеет к тотальной, тем в большей степени свойственны для нее элементы «общественного договора», как понимал его Жан-Жак Руссо. Такое государство не требует «постоянного служения» и учитывает как интересы граждан, так и постепенное их изменение. Однако пойти этим путем людям зачастую не позволяет внутренний страх перед свободой и всем новым.

Новосибирский открытый университет приглашает к диалогу всех желающих. В следующей части лектория, которая начнется 26 января, организаторы планируют рассмотреть исторические примеры тоталитарных систем.

Место проведения: книжный магазин «Плиний Старший», Красный проспект, 17. Начало в 18:30.

Автор фото: Святослав Одаренко.


Расскажите друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *