«Особый театр— не акт милосердия, а рациональное решение»

Мама особенного ребенка—об успешной реализации уникальной интеграционной программы «Кольцобинчика» в наукограде Кольцово.

Не так давно в жизни интегративного театра «Кольцобинчик» произошло два знаменательных события: он получил статус образцового самодеятельного коллектива Новосибирской области и стал лауреатом международного конкурса в Сочи. За этими и многими другими достижениями театра стоит более чем 30-летняя работа детей, родителей и педагогов под руководством Алефтины Павловны Тихоновой.

Театр уже много лет объединяет детей с особенностями развития, их семьи и педагогов Центра детского творчества «Факел» с целью развития способностей и интеграции в общество. Почему именно интеграция так важна и включена в название театра? Об успешной реализации уникальной интеграционной программы «Кольцобинчика» в наукограде Кольцово рассказывает мама особенного ребенка Елена КОРОЛЁВА.

Человек – существо социальное

Кажется, это уже давно не секрет. Именно поэтому мы создаем семьи, сообщества по интересам, творческие и научные коллективы. Объединяя усилия, человек быстрее находит решение жизненных задач, активно стремится к совершенству при поддержке единомышленников. И, напротив, вне социума нет развития. Именно поэтому наказанием с древних времен служила социальная изоляция: изгнание или тюрьма.

Миллионы лет назад вид homo sapience сделал ставку на развитие интеллекта и социальной координации, и не прогадал. Победив в эволюционной гонке других представителей рода homo, наш вид заселил всю планету и, по-видимому, не собирается останавливаться, строя планы на освоение космоса.

Свое эволюционное преимущество наш вид получил дорогой ценой: увеличение размера мозга и прямо хождение привело к трудным и болезненным родам у женщин и, как следствие, к детской смертности и высокому риску травматизма в родах, а необычайная приспособляемость вида, который заселил все климатические зоны Земли, была приобретена за счет увеличения скорости генетических мутаций, одной из самых высоких в мире животных.

По данным ученых, каждый человеческий ребенок рождается в среднем с семью новыми мутациями, которых не было у его родителей. Мутации лишь условно делятся на нейтральные, полезные и вредные по характеру их влияния на организм. Давно известны факты, когда одна и та же мутация приводила к приобретению чрезмерной хрупкости костей (синдром хрустального человека) и, довольно полезному в ряде областей, повышенному цветоразличению. Фактически, мутации – это вариативность генетического кода, благодаря которым мы получаем внутривидовое разнообразие.

Наш вид существует в таком режиме на протяжении всей своей истории, поэтому как бы мы ни старались, какие бы прогностические процедуры не применяли, среди людей рождались и будут рождаться дети с особенностями развития, которые нуждаются в особом подходе к воспитанию и обучению. Это не «грех родителей» (да, да, такие суеверия все еще живы!), это не следствие «нездорового образа жизни» (тот же миф о грехе!), но закономерный результат эволюционного выбора человечества.

Не «доживание», а развитие

Относительно недавно, до середины ХХ века, начала эпохи массовой вакцинации и резкого роста уровня медицинского обслуживания, процент выживаемости у детей с особенностями был крайне низким. Из этого недалекого прошлого в наследство нам досталась установка на «доживание», когда, начиная с роддома, таких детей врачи, друзья и знакомые рекомендуют сдавать в закрытые интернаты, социальные изоляты, без необходимости заниматься их развитием и социализацией. Однако в современных условиях такая установка выглядит устрашающе: тюремное заключение с рождения, без вины, без срока, без какой-либо надежды. Не лучший сценарий представляют и многие так называемые спецшколы.

Альтернатива такого подхода, конечно, есть, и она очевидна. Социализация и развитие нужны всем, с учетом индивидуальных особенностей. Не выделение в особую касту и изоляция от общества, а развитие способностей и максимальная интеграция наиболее точно отвечают потребностям любого человека, в том числе, человека с врожденными или приобретенными особенностями развития. Интегративные программы по всему миру исходят из необходимости и принципиальной возможности развития способностей путем творческой деятельности и вовлечения во взаимодействие с окружающими людьми.

 «Кольцобинчик» —передовой проект Новосибирской области

Взаимодействие нормотипичных актеров и актеров с особенностями в рамках театрального действа, общение между собой и, обязательно, со зрителями, приводит к необычайной стимуляции нейро-моторных навыков, иными словами, к развитию талантов!

Неговорящие дети в «Кольцобинчике» начинают говорить, и не просто говорить, а полноценно общаться с партнерами по сцене, обычные дети и взрослые развивают эмпатию, что делает их более чуткими людьми в будущем. Все актеры расширяют кругозор и ассортимент коммуникационных навыков.

Актеры «Кольцобинчика» возглавляют шествие Бессмертного полка Кольцово, играют в шахматных турнирах, поздравляют детей с Новым годом, участвуют во всех праздничных концертах и фестивале семейных театров в Кольцово, побеждают в международных конкурсах декоративно-прикладного искусства. Вырастая, актеры не покидают театр, что сохраняет преемственность поколений и дает огромный стимул молодым талантам. Без преувеличения, именно «Кольцобинчик» сейчас активно способствует созданию безбарьерной среды в Кольцово.

Расширение сферы услуг в современном мире позволяет гармонично интегрировать людей с особенностями в экономику: так, среди выпускников «Кольцобинчика» уже сейчас есть вполне трудоспособные граждане. Возможно, именно в Кольцово в скором времени будет развернута специальная программа по трудоустройству. Ведь для полноценной реализации таких программ нужна прежде всего готовность населения видеть и принимать особенных людей.

 Не останавливаться на достигнутом

Впереди еще много планов и выступлений. Очень важно в перспективе обрести репетиционное помещение на первом этаже, что упростит доступ маломобильным артистам. Сейчас основные занятия и репетиции проходят на втором этаже «Факела», где нет лифта или специальных подъемников. Хотелось бы улучшить условия хранения костюмов, которых накопилось достаточно за длинную историю театра.

Но главное, необходимо, решить организационные проблемы участия и учета в составе коллектива повзрослевших артистов, которые с точки зрения текущих административных регламентов, не могут являться клиентами Центров детского творчества, таких как «Факел». Артисты уверены, что все эти проблемы могут и будут решены, и театр еще не раз порадует жителей Кольцово оригинальными выступлениями.

***

В завершение хотелось бы привести пример из личной практики. Иногда, при обсуждении проблем людей с особенностями, всплывает вопрос их количества и статистической значимости вложений в их развитие. При этом, обычно учитывают только самих обладателей справки медико-социальной экспертизы.

Между тем, в среднем каждый такой человек является членом семьи из пяти человек, вовлеченных в ситуацию. Таким образом 300 детей с особенностями, это на деле 1500 человек, которые живут с этим и вынуждены учитывать потребности такого ребенка в своих жизненных планах. Соответственно, 3000 детей – это, как минимум, 15000 вовлеченных людей.

Более десяти лет я работаю элитным рекрутером и каждый день ищу специалистов на позиции, требующие ученой степени, наличия патентов и/или высококвалифицированного опыта в течение многих лет. Такие специалисты стоят дорого, потому что реально двигают экономику, изобретают и внедряют новые технологии, создают рабочие места. При найме профессионала компании порой готовы платить огромные деньги, намного превосходящие размер любых пособий и стоимость интегративных программ.

Относительно недавно я лично общалась с таким специалистом, который принял решение покинуть страну, поскольку в его родном городе не было интеграционных программ для его ребенка с особыми потребностями. Я так же знаю человека, получившего предложение от крупнейшей компании США, чья семья осталась в Новосибирске только потому, что их ребенок много лет успешно занимается по интеграционной программе и прогресс очевиден для всех.

Обладая таким опытом, я призываю всех читателей посмотреть на ситуацию шире. Интеграционные программы, такие как театр «Кольцобинчик», это не просто акт милосердия. Это рациональное решение с учетом специфики эволюционного пути человечества, а также его текущих экономических и социальных потребностей.

 

UPD. Как стало известно во время подготовки материала к публикации, на днях Алефтина Тихонова стала призером регионального этапа всероссийского конкурса в области педагогики, работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя». Конкурс проводится Министерством просвещения Российской Федерации и Синодальным отделом религиозного образования и катехизации при поддержке Администрации Президента Российской Федерации. Целью данного конкурса является укрепление взаимодействия церковных и светских систем образования через выявление и распространение лучших методик воспитания, обучения и внеучебной работы с детьми и молодежью. 

Фото предоставлено интегративным театром «Кольцобинчик».                                 


Расскажите друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *