Ко Дню Победы: эпизоды из прошлого

Рассказ о жизни кольцовской семьи Апариных — воспоминания о днях Великой Отечественной войны.

Михаил (справа) и Нина (вторая слева) Апарины с друзьями.

Михаил (справа) и Нина (вторая слева) Апарины с друзьями.

Любое глобальное, крупное всегда состоит из отдельных человеческих судеб, семейных историй. Поэтому накануне исторического события так важно вспомнить об обычных семьях, жизнь которых сплетена с историей страны.

В 2016 году в Кольцовском обществе инвалидов Михаил Михайлович Апарин отметил свой 85-летний юбилей, а его супруга Нина Егоровна — 80-летний. В этот же год они отпраздновали 60 лет совместной жизни. О жизни этой семьи нам рассказал председатель общества инвалидов Анатолий ГУРОВ:

— Михаил Михайлович родился в 1931 году в селе Апарино Убинского района в многодетной семье, где, кроме него, было еще четыре ребенка. Семья была трудолюбивой, все с утра до вечера работали, не покладая рук.

Появилась мельница, домашний скот. А когда в село приехал уполномоченный по раскулачиванию зажиточных крестьян, один из пьющих бездельников заявил, что он косил сено для Апариных за небольшую плату…

Так деда Михея раскулачили и выслали в населенный пункт Нарым на Васюганских болотах, обрекая большую семью на полуголодное существование. А саму деревню переименовали в село Ежула, чтобы название не напоминало о кулаке Апарине.

Иногда, особенно к весне, сутками есть было нечего. «Прибежишь из школы, попьешь воды и ложишься спать», — вспоминает те нелегкие годы Михаил Михайлович. Ждали весну, когда начинала расти крапива и лебеда, которую варили и ели.

22 июня 1941 года в селе Убинское на железнодорожной станции местное руководство собрало митинг, на котором объявило, что на СССР вероломно напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. В семьи, в том числе и к Апариным, стали приходить повестки военнообязанным.

В Убинское со всех окрестных деревень приходили крепкие, здоровые мужики, которых затем эшелонами отправляли в Омск. Там шло формирование воинских частей. Вся работа легла на женские и детские плечи.

Где-то через месяц в село стали приезжать переселенцы: калмыки и поволжские немцы. Многие из них, так и остались жить на новом месте, образовав свои семьи.

Всем семьям выдавали всего по 100 граммов хлеба на человека. Буханка черного хлеба весила килограмм, поэтому семья Апариных получала чуть больше половины такой буханки.

Как мать не старалась растягивать и делить эту норму на целый день, дети часто съедали все сразу. Лишь после войны норму увеличили вначале до 150, а затем до 200 граммов. Хлебным пайком в первую очередь обеспечивали эвакуированных.

Чтобы как-то прокормиться, ребенком Михаил Михайлович копал другим людям картошку, помогал матери вырубать корни деревьев для растопки общественной бани, работал на кирпичном заводе. За время войны из двух сундуков с бельем и материей, ничего не осталось: все поменяли на продукты.

После гибели под Сталинградом отца 16 января 1943 года мать выменяла на его костюм-тройку ведро картошки. Выживать было трудно, почти невозможно.

Закончив семь классов, Михаил поступил в Барабинское железнодорожне училище. Затем до 1952 года работал слесарем по ремонту железнодорожной техники.
С октября 1952 по май 1956 года прошел военную службу.

В декабре 1952 из Приморья Михаила отправили в район Порт-Артура в Китай. Служил в ПВО на радиопостах наблюдения. Летом 1954 года видел прилет в Порт-Артур на Ил-14 Хрущева вместе с министром обороны Булганиным, а затем в бинокль — кортеж при посещении воинской части.

В результате Порт-Артур передали Китаю, а после охлаждения отношений между странами и саму воинскую часть передислоцировали в Иркутск. Недавно Михаил Михайлович нашел в интернете виды китайской Золотой горы, где он служил. Он с гордостью вспоминает о том времени и при случае показывает эти виды знакомым.

Нина Егоровна родилась 1936 году в селе Мотково Мошковского района и была младшим ребенком в семье. Но два брата были старше не намного. Отец погиб в 1939 году во время войны с Финляндией, поэтому тоже было трудно. С семи лет дети уже работали в поле, собирая колоски, а на сенокосе — клочки сена по кустарникам.

В 1952 году после семи классов Нина поступила в Новосибирский кооперативный техникум, по окончании, которого направлена в Убинский райпотребсоюз товароведом. В 1960 году перешла на должность экономиста и всю жизнь проработала на этой должности.

Жизнь была очень тяжелой. Отказывая во всем себе, помогали фронту. Одежда была из сотканных холстов или лоскутов, и тому они были рады. У детей не было времени для игр и отдыха. В то же время трудности сплачивали. Жили дружно, весело. Едут с покоса – обязательно с песней. Хотя работали, в основном, женщины и дети, а сам покос, как и вся работа в колхозе, это тяжелый труд.

Нина вспоминает, что единственной женщиной, у которой были резиновые ботики, была учительница немецкого языка. Она отдала их девочке, чтобы было в чем учиться в техникуме. «Иногда от молодежи слышишь, что мы плохо сейчас живем, власть плохая, одни сетования и отсутствие желания работать. Думаю, что им просто не с чем сравнивать. А мы жили в холоде, голоде, с детских лет в работе,» — рассказывает Нина Егоровна.

Демобилизовавшись в июне 1956 года старшиной роты, во время празднования Дня молодежи 17 июня в Раисинской роще, Михаил Михайлович набрался храбрости, подошел, познакомился и пригласил Нину Егоровну вечером в клуб на танцы… В июле, через месяц, они уже поженились.

У обоих не было ничего: начинать семейную жизнь приходилось с нуля.

Жили в одной комнате со свекровью, и лишь в 1957 году построили маленькую пристройку, когда в семье появился сын. В начале 60-х годов завели хозяйство: огород, две козы. Потом появились другие животные и птицы. Только после этого полуголодное существование стало отходить на второй план.

С 1965 по 1984 год Михаил Михайлович работал на Убинском усилительном пункте кабельной магистрали правительственной связи, которая обеспечивала запуск космических аппаратов. После каждого успешного запуска, получал благодарности и даже иногда денежные премии.

В 1984 году приехали жить в Кольцово, куда перевели Нину Егоровну в службу бытового обслуживания. А Михаил Михайлович устроился в цех связи «Вектора».

Несколько знаменательных событий из своей жизни перечисляют Апарины. Это постройка своего дома из «красного леса», т.е. ели и сосны в 1982 году. Приобретение автомобиля «ВАЗ 2101» в 1975-м — автомобиль будет исправно служить семье 30 лет.

В 1987 году семья получила отдельную квартиру после жизни на подселении в первом доме — в Кольцово тогда было всего пять домов. А еще в 1986 году Апарин получил сообщение от поисковиков, и вместе с сестрой из Москвы нашел могилу отца — в деревне Верхний Рогачек под Волгоградом.

Всю сознательную жизнь семья Апариных занимались общественной работой. Он председательствовал в профсоюзной организации, был народным заседателем в суде. Она, как только появился огород, с 1968 году увлеклась садоводством и с тех пор является активным участником, часто организатором всех выставок садово-огородной продукции и цветов. Была секретарем первичной комсомольской организации и членом райкома комсомола. Оба награждены медалями, огромным количеством различных поощрений разных уровней, имеют стаж трудовой деятельности у него около 55 , а у нее более 40 лет.

Совсем недавно Нина Егоровна была награждена почетными грамотами Совета депутатов Новосибирской области и Главы наукограда за активную работу в Обществе инвалидов Кольцово.

«Вот такие обыкновенные, скромные люди живут среди нас. Не хватит газетных страниц, чтобы подробно рассказать о жизни каждого достойного труженика. Как емко сформулировала Нина Егоровна, если коротко, то мы живем и радуемся жизни. Лучше и не скажешь,» — завершил свой рассказ председатель Общественной организации «КМО ВОИ» Анатолий Гуров.

Фото из личного архива Апариных.


Расскажите друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *