«День начинаю с зарядки!»: жительница Кольцово Мария Гаськова отметила 90-летие

Репрессии, война, почти 70 лет непрерывного трудового стажа, хорошая семья— в судьбе Марии Ивановны были и трудности, и радости.

Ветерану войны и труда Марии Ивановне Гаськовой 9 июня 2020 года исполнилось 90 лет. Она родилась в 1930 году в Кяхтинском районе Бурятской АССР.

Репрессии тех лет не обошли их семью стороной. Мама Анна Лаврентьевна была беременна, когда мужа арестовали как врага народа. Он организовывал колхозы, при этом у самого было крепкое хозяйство. Все отдал в общину. Но кому-то сказал правду…. Не понравилось… Результат— арест, а позже расстрел. Семья больше отца и не видела.

Позже, в 80-е годы, Мария Ивановна подняла документы и добилась-таки правды. Главу семьи реабилитировали посмертно и восстановили во всех правах всю семью.

Когда Марии было три месяца, маму, Анну Лаврентьевну, признали виновной как жену врага народа – арест, трудовая колония. Машу оставляли на нарах одну, а Анну Лаврентьевну на целый день угоняли строить дороги.

Через семь месяцев чудом выпустили с формулировкой «не виновна». Анна Лаврентьевна и не надеялась тогда, что младший ребенок выживет, молока не было, вообще еды не было— кроме Марии было в семье еще пять детей.

Старшего семнадцатилетнего Ивана как сына врага народа арестовали и отправили строить канал Москва-Волга. Сестру Александру (11лет) отправили на принудительные работы.Пятилетний Виктор сбежал, спрятали добрые люди. На Ирину (9 лет) и Адольфа (2 года) дали распоряжение—увезти в тайгу и бросить.

Но добрых людей всегда больше! Человек, которому дали распоряжение, увез детей в другую деревню и оставил у старика, жившего на краю деревни. Попросил приютить детей, пообещав, что мать все равно за ними придет. А по возвращении Анны Лаврентьевны шепнул где искать детей, при этом попросил не выдавать его.

Все дети дожили до наших дней. Но как было сложно выживать без кормильца в семье и с клеймом враги народа.

Во время войны работали все: и взрослые, и дети. Когда началась война, Марии было десять лет. С этого момента она вместе со всеми трудилась в поле, на ферме наравне со взрослыми. А вечерами вязали носки и варежки для фронта.

Школа была только начальная, Маша училась на отлично, мечтала стать хирургом. Позже старшая сестра забрала к себе, чтобы учить дальше. Но отходила только до морозов, больше не смогла: не в чем, ходила босиком. Учиться очень хотела, мечтала быть хирургом.

Позже, лет в 14-15, забрал к себе брат Иван. Он в то время вернулся с фронта. Прошел войну от Сталинграда до Кельна. В Улан-Удэ работал на мясокомбинате мастером, устроил туда и Марию, там она и закончила ФЗУ (фабрично-заводское училище).

Мария Гаськова.

Но мечта быть хирургом не покидала. Пошла в вечернюю школу, «села» сразу в шестой класс, минуя пятый. Тяжело было одновременно и учиться, и работать. Жила в общежитии, помощи ждать было неоткуда, только семья.

Семья тоже выживала, как могла. Те, кто остался в деревне, «задыхался» от налогов. Мария как могла еще помогала маме. Закончив вечернюю школу, осознавала, что уже не остановится. Жажда знаний и желание быть хирургом не покидала ее.

Встала на перепутье. В медицинский институт дорога закрыта навсегда. Дочь врага народа не может быть хирургом. Да и ехать нужно было в Иркутск, возможностей не было.

Решила поступить в сельскохозяйственный институт на ветеринарный факультет. В институте тогда был очень большой конкурс. Поступали и выпускники дневных отделений, и вечерних, и фронтовики. Волновалась, не надеялась, но решила не отступать! Поступила. За время учебы в институте жила на стипендию и на то, что скопила во время работы на мясокомбинате. Откладывала, знала, что помочь некому. Училась, о замужестве не думала, хотя все говорили: пора уже…

Институт Мария Ивановна закончила в 30 лет. Поехала по распределению в Баргузинский район. Там и вышла замуж.

Мария Ивановна искала место, где и детям хорошо будет, и ей комфортно. Переехав с семьей в другое село, узнала, что ветврач здесь не нужен, ставка занята. Пошла в школу преподавать математику (всегда любила этот предмет), биологию и зоологию (близко к основной профессии). Нужно было педагогическое образование. Но Марию уже не пугали трудности— поступила на заочное отделение в педагогический институт.

Через некоторое время не сложились отношения с мужем, уехала к себе на родину, воспитывала одна троих детей. Но хотелось теперь дать больше детям, выучить их. Недолго думая, собралась и переехала в 1979 году в Новосибирскую область.

С 1981 года работала в селе Барышево в ветеринарной лечебнице. Животные всей округи были ее подопечными. Люди хорошо знали Марию Ивановну— никому не отказывала, выезжала на вызовы и в выходные, и праздничные дни. Всегда с любовью к своей профессии, с особым трепетом и нежностью к животным. Люди платили своим уважением и признанием.

На пенсию вышла, но сидеть не привыкла, нашла себе другую работу и до 77 лет работала на тепловой станции в Кольцово. Всего трудового беспрерывного стажа у Марии Ивановны 67 лет.

С 1984 года Мария Ивановна живет в Новоборске. Соседи ни разу не видели, чтобы она сидела на лавочке, лузгала семечки – некогда.

Параллельно с работой, когда ушла на пенсию, помогала организовывать хор в Новоборском клубе. По началу любительницы пения называли себя «одуванчики». Теперь это большой хор ветеранов. Баяниста не было, Мария Ивановна сама играла на балалайке и гитаре— у нее хороший музыкальный слух. В семье умели работать, но и отдыхали с развитием для себя. Все братья и сестры в семье были творческие: музыканты, художники, мастера-ремесленники.

Сейчас каждое утро Марии Ивановны начинается с зарядки. А потом начинается день. Работы много: надо детям, внукам, правнукам и просто хорошим людям навязать носки, половички. Обязательно газеты проштудировать, «ЗОЖ» полистать. Приготовить обед, вдруг кто в гости придет. А гостей всегда в доме много. Так было принято еще у мамы, Анны Лаврентьевны, никто без чашки чая не уходит. Эта семейная традиция передается из поколения в поколение.

Поколение Марии Гаськовой умеет жить, радоваться, сочувствовать, удивляться! Они видели и пережили то, о чем мы даже представить не можем. Мы смотрим фильмы, читаем и удивляемся – не может быть!

Их становится все меньше и меньше… А ведь в них наша сила! Это они отстояли нашу Родину. Это они потом восстанавливали и строили. Это они в перестройку приспосабливались и выживали. Про каждого в отдельности можно писать тома…

Дорогая наша мама, бабушка, прабабушка, желаем тебе здоровья, долгих лет жизни, оставаться такой же оптимистичной, жизнерадостной, целеустремленной. Не теряй силы духа! Мы тебя любим, уважаем. Спасибо тебе за нас всех. Низкий поклон.

Фото из семейного архива Марии Гаськовой.


Расскажите друзьям:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *