О развитии российской экономики размышляет в беседе c главным редактором «Наукоград-Пресс» Валерией Одаренко генеральный директор компании «Вектор-БиАльгам» Леонид Никулин.
— Во время своего визита в Кольцово группа сенаторов Совета Федерации во главе с Виктором Косоуровым посетила ведущее предприятие НПК наукограда — ЗАО «Вектор-БиАльгам». Сенаторы ознакомились с производством ЗАО «Вектор-БиАльгам» и отметили высокий уровень реализации промышленного потенциала и качество выпускаемой продукции. С работой предприятия делегацию Совета Федерации познакомил генеральный директор ЗАО «Вектор-БиАльгам» Леонид Никулин. Сегодня он рассказывает о своем видении перспектив современного развития.
— Хочу отметить, что текущий год оказался для меня очень насыщенным в плане формирования перспективного видения: было много встреч в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке. Мы встречались с представителями Министерства промышленности и торговли и Министерства науки и образования. Проходили круглые столы, где обсуждались вопросы импортозамещения, а в связи с этим — науки и образования, где куются кадры для промышленности. В частности, рассматривались направления, которые позволят ориентировать школьную программу на целенаправленную практическую подготовку детей по различным тематикам. Это и математика, и физика, и предметы естественно-научного профиля. Сейчас часто ставится задача организации именно такой работы, причем не маленькими шажками, а широким фронтом.
— Предполагается, что это поможет преодолеть технологическое отставание?
— Сегодняшнее отставание России в промышленной сфере связано с не оправдавшимися надеждами на то, что все технологии можно получить из-за границы, а затем организовать совместные производства. Но, к сожалению, оказалось, что за 20 лет никто не передал нам свои технологии, а если мы что-то и использовали, то лишь частично и в очень ограниченном объеме. Это привело чуть ли не к остановке ведущих предприятий. Спасло нас только то, что в стране были подготовленные ранее технологи — физики, химики и так далее, чьи усилия позволили предприятиям выстоять. Поэтому постепенно и иностранный бизнес, побросавший свои места, стал возвращаться.
В настоящее время Сибирь очень часто посещают чиновники высших эшелонов, которые видят здесь потенциал развития науки и производства. Это и машиностроение, и самолетостроение, и медицинская промышленность. Стал заметен целенаправленный ищущий взгляд из федерального центра: что может дать Сибирь с точки зрения экономики, как это может помочь осуществить рывок в развитии страны?
— И какие пути решения здесь возможны?
— Много говорится о том, что надо избегать тех ошибок, которые преследовали наше общество в социалистические времена и потихоньку перебрались в сегодняшний день, передаваясь из поколения в поколение «с молоком матери». Это и отчетность за невыполненные программы, это и руководители, совершенно не знакомые с той сферой, в которой их назначают принимать управленческие решения. В целом, подготовка ряда руководящих кадров страны оставляет желать бы лучшего. Ведь руководитель, не понимающий специфики работы своего предприятия, отчитывается о его реализации так, что развитие прекращается. А те люди, которые выполняли соответствующие серьезные и перспективные проекты, остаются за бортом, и их мнение никто не обсуждает.
На встречах и круглых столах по промышленности и развитию сейчас часто озвучивается, что все руководители и высшего, и низшего звена должны пресекать подобные вещи. Таких примеров очень много: причем, и в науке, и в образовании. В школьной сфере до сих пор существуют прецеденты, когда выделяется грант, а распоряжаются им люди, которые далеки от поставленных задач и тратят деньги по назначению. Москва погрязла в этих вещах, в Новосибирске и на Дальнем Востоке дела обстоят лучше. У нас развитие все-таки идет по нормальной траектории, в отличие от ситуации за Уралом.
— Как участвуют в этом процессе производственные предприятия? Вы тоже взаимодействуете с образованием?
— Вообще, нужно сказать, что состоявшийся визит сенаторов Совета Федерации на производство ЗАО «Вектор-БиАльгам» подтверждает тенденцию развития, о которой я сказал. Члены комитета Совфеда своими вопросами подтвердили то, что ранее было обозначено на круглых столах, симпозиумах и семинарах, где мне довелось присутствовать. Вопросы, которые задавались во время визита на наше предприятие, активно обсуждаются сейчас на всех уровнях. Членов Совета Федерации действительно интересовало, связано ли наше предприятие с вузами и школами. Я с удовлетворением должен сказать, что «Вектор-БиАльгам» очень плотно связан со школами наукограда Кольцово. У нас существуют соответствующие договоры по развитию научных и образовательных программ.
Школе №5 согласно договору мы готовы предоставить наши лаборатории для работы учеников, что позволяет реализовывать новые современные программы по химии и биологии, тем самым увеличивая исследовательский потенциал школьников и удовлетворяя их тягу к знаниям. Существует у нас и направление по инженерному развитию, в рамках которого мы предоставляем различные материалы, знакомим с инженерными коммуникациями и оборудованием. С лицеем №21 мы тоже постоянно сотрудничаем: проводим экскурсии, семинары, оказываем помощь в подготовке детей к олимпиадам. Так, ученица лицея №21 Яна Смирнова стала призером Всероссийского конкурса «Юность, Наука, Культура». Руководителем ее работы «Пищевая и биологическая ценность продукции на молочной основе» был директор по производству ЗАО «Вектор-БиАльгам», доктор биологических наук А.В.Молокеев. Сенаторы спрашивали, сколько детей нам удалось заинтересовать — но это вычислить очень сложно. Однако мы знаем, в какие вузы поступили наши дети, как они сдали экзамены.
Наше предприятие работает со школами по тем же схемам, как это делает наш научный центр — ГНЦ ВБ «Вектор» — и Новосибирский государственный университет. На сегодняшний день внимание, направленное на образовательную сферу, является повсеместным: возникло понимание, что дети должны не только получить аттестаты, но и получить практическую «путевку в жизнь», выбрав специальность уже в соответствии с той подготовкой, которую они получили в школе. Сенаторы высказались в пользу профильных классов в школах. Это поможет ребенку уже в школьные годы выбрать направление, которое окажется ему ближе. Из профильного класса, имея соответствующую подготовку, он сможет перейти в специализированный лицей или гимназию по тому направлению, которое он хорошо и глубоко охватил. Если некоторые предметы даются ребенку легко, ему нужно расширять кругозор, учиться дальше — все зависит от него, ему просто нужно помочь.
Мэр Кольцово Н.Г.Красников озвучил то же самое, что и сенаторы — необходимо повышать образовательный уровень, формировать направления в школах, развивать профильные классы. Он прямо заявил, что инженерно-технологическое направление будет развиваться на базе школы №5. Для меня это было приятной неожиданностью, поскольку этого у нас в Кольцово действительно не хватало. Мы старались сделать всех биологами и химиками, но забыли, что должны быть и инженеры-механики, инженеры контрольно-измерительных приборов и автоматики, другие специалисты, не связанные с биологией и химией напрямую.
Движущие силы в инженерии — физика и математика. При этом, речь идет не только о самолето- или ракетостроении — это также и программное обеспечение, и технологическое оборудование, и инженерные коммуникации. Без обслуживающего высококвалифицированного персонала на предприятии невозможно запустить технологию. Только грамотные инженеры могут ввести в эксплуатацию вентиляцию, отладить технологические линии и так далее.
Я полагаю, что визит сенаторов дал еще один толчок этому процессу: инженерно-технологическое направление, которого не доставало, будет развиваться. Действительно, сейчас разворачиваются все направления, необходимые для развития в России промышленности и науки, они довольно серьезно обсуждаются. И у детей появится больший выбор.
— Как вы оцениваете происходящее сегодня с точки зрения развития бизнеса?
— Участие промышленных предприятий, в том числе нашего, в этом движении, позволяет нам переосмыслить свою роль в происходящих процессах. Это связано и с теми масштабными промышленными форумами, которые в последнее время проводятся в Новосибирске — «Технопром», «Сибирская венчурная ярмарка». У многих руководителей предприятий появился просвет, мы стали уходить от замкнутости к взаимодействию с государством. Кажется, что российский чиновник наконец проснулся от долгой спячки. И это действительно своевременно, потому что производители больше не могут работать так, как это было раньше.
Тяжело было находиться на рынке, когда тебе заявляют, что импортные товары лучше отечественных. Очень часто это было не так, порой приходилось и «зубы показывать», и ругаться. Сегодня выяснилось, что наша продукция даже лучше, чем заграничная. Она пользуется спросом и за рубежом. Наше предприятие давно работает в Грузией, где у нас был подписан лицензионный договор и сертифицирована наша продукция. С Украиной ситуация сложнее, хотя там тоже было все в порядке в лицензиями и сертификатами. Мы работали и с другими соседями — с Германией, Францией. Это не говорит о том, что наша продукция туда уходила «со свистом», барьеры существовали, но сейчас они понемногу снимаются. Существовала проблема с обеспечением технологическим оборудованием, например. В прошлом году мы собирались приобрести в Дюссельдорфе серьезное оборудование, но это было приостановлено. Как нам объяснили в ноябре прошлого года, саму встречу отменили в связи с тем, что не желательно было в тот момент обсуждать вопрос взаимодействия. Сейчас обсуждение возобновлено.
У нас сегодня много планов. С начала этого года «Вектор-БиАльгам» заключил пять госконтрактов, по которым мы начинаем плотно работать. Отмечу, что все они «двигались» в течение пяти-семи лет. Причина тому — все те же «спящие» чиновники: документы в свое время были подписаны и Дмитрием Медведевым, и Владимиром Путиным, после чего очень долго пылились на столах. Но сегодня у нас «проснулись» контракты, мы начали работать с Казахстаном, Киргизией, Арменией. Поставляем не только вакцины: в Казахстан идут БАДы, пищевые добавки. Поставки в Киргизию начнутся осенью. В Армении сейчас находится наша делегация. Нашу продукцию там очень хвалят. В свое время в Армении была неустойчивая эпидемиологическая обстановка, наше предприятие оказало благотворительную помощь этой стране по линии Санэпидназдора России: поставляли по согласованию с главным санитарным врачом Армении нашу продукцию. Нынешний контракт с ними будет продлен еще на пять лет.
Начали наконец обсуждаться и другие актуальные для нас проблемы. Например, вопрос о целесообразности проведения аукционов во время вспышек. На проведение процедуры закупки уходит два-три месяца, за которые заболеваемость увеличивается. По просьбе главного санитарного врача и министров здравоохранения этих регионов мы неоднократно вынуждены были оказывать благотворительную помощь — речь идет о Забайкальском и Ханты-Мансийском округе, Сахалине. Несмотря на то, что мы являемся коммерческим предприятием, мы принимали решение об оказании помощи. В последнее время появилась программа по заключению государственных контрактов в рамках накопительной системы: продукция будет накапливаться на одном из складов, а затем распространяться по регионам. Мы в этом поучаствовали, программа сегодня уже подписана.
Кроме этого, существует внутренняя программа развития ЗАО «Вектор-БиАльгам» — планируем своими силами запустить пилотное производство, которое в свое время по ряду причин не удалось реализовать в биотехнопарке Кольцово. Решено это сделать на предприятии: на пятом этаже корпуса №104 будет работать ряд производств по выпуску инновационных препаратов таблетированной, инъекционной, капсульной формы. Оборудование частично уже приобретено, сейчас заканчиваются проектные работы и реконструкция помещений. Мы уверены, что все наши планы должны быть успешно реализованы.
Автор фото: Святослав Одаренко.