Экспозиция из работ Соловецкого и Завьяловского циклов была открыта в День Кольцово. Она доступна для посещения до конца сентября.
До конца сентября в Кольцовской Детской школе искусств будет действовать выставка члена Союза художников России, преподавателя Оксаны Понкратьевой. На открытии в День Кольцово 10 сентября автор подробно рассказывала историю создания разноплановых колоритных полотен.
Несколько десятков произведений живописи и графики, представленных в экспозиции, поделены на два раздела. Одни рождены на Соловецких островах в 2015 году, другие — в селе Завьялово Новосибирской области нынешним летом.
— История Соловков огромная, ее можно рассказывать и изучать до бесконечности. И это наша история, наши с вами земляки, — предупредила Оксана Понкратьева. — Это часть нашей культуры. В этом маленьком месте ,как в зеркале, отражается все, что происходит глобально в России.
Уединенный архипелаг в северном море вдохновил кольцовскую художницу на множество этюдов с редко уловимым состоянием, когда вода светлее, чем небо. Такова, к примеру, работа «У Белого моря», которая интересна еще и тем, что на ней угадываются знакомые места — здесь снимался знаменитый российский фильм «Остров». Вот монастырь на узком перешейке между морем и пресным озером. Сам он удивительно напоминает корабль. А вот Преображенский собор — с неровными стенами, грубоватой кладкой. Башня из валунов, каждый из которых достигает веса в восемь тонн. Часовни.
Картинам невольно добавил эмоциональности и выразительности частый дождь, сопровождавший художницу на островах. «Особенность акварельной техники в том, что она непредсказуемая. Те, кто рисовали на улице, знают: начинает идти дождик, на работу попадают капельки – иногда это портит работу, а иногда — неожиданно украшает», —подтвердила мастер.
После путешествия на остров Анзер в коллекции появилась работа «Труды преподобного Елеазара». Это пример картины, которая родилась у художника в голове – она скомпонована из отдельных замеченных им деталей. «Я видела по отдельности деревянную келью, резной крест, на горе – белый с черными куполами Голгофо-Распятский скит. Все самое нужное я здесь собрала вместе, — рассказала Оксана Понкратьева. — Как-то сама собой встала у меня фигура старца, который топориком обрабатывает дерево – получился такой момент импровизации, потому что я помнила как это выглядело, но до конца не представляла, кто там должен трудиться».
Художница отметила интересную деталь: писать она намеревалась суровую, дождливую погоду, тяжелую повседневную жизнь, корявые стволы, а получилась очень солнечная работа. «Видимо, солнышко все же согревало эти труды, и они кажутся уже не такими скорбными, а радостными».
Работа «На Заяцком острове» написана с натуры. Здесь туристам не разрешают долго находиться, на землю наступать нельзя – все ходят по деревянным подмостям. «Но сама земля очень красивая – это цветная тундра, с ягодками, с листиками разных оттенков, очень живописно. Она как-будто вознаграждает человека за суровый край», — восхищена художница.
«Завьяловская» часть эскпозиции не менее впечатляющая: живописная река Каракан, сосны, простые домики, мостки на реке, покосившиеся заборчики — все до боли родное и знакомое. «Хочется, чтобы это все цвело и радовало нас. Чтобы мы видели эту красоту. Художники-то для чего пишут? — задала вопрос многочисленным посетителям вернисажа Оксана Витальевна. — Чтобы и все остальные увидели и полюбили эту красоту! И чтобы вы сами научились украшать мир вокруг себя, чтобы он стал добрее!».
Автор фото: Ирина Мараховская.